Где можно увидеть действующие размеры нотариальных тарифов на оказание услуг правового и технического характера по Нижегородской области?

Статьей 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее – Основы) определен перечень совершаемых нотариусами нотариальных действий, которые, как известно, по общему правилу подлежат оплате.

В соответствии со статьей 22 Основ за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ.

При этом следует обратить особое внимание на то, что за нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальных контор государственная пошлина и нотариальный тариф уплачиваются в размере, увеличенном в полтора раза (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 22.1 Основ). Кроме того, при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица также возмещают ему фактические транспортные расходы (статья 22 Основ).

Помимо совершения нотариальных действий, за которое взыскивается нотариальный тариф, к полномочиям нотариусов отнесено предоставление услуг правового и технического характера (статьи 15, 23 Основ).

Так, статьей 15 Основ нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки их них. Данное право подтверждается пунктом 4 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.03.2000 № 91. Вышеперечисленные действия, выполнение которых требует определенных временных и финансовых затрат, непосредственно связаны с совершением нотариального действия.

При этом Основы устанавливают, что частнопрактикующий нотариус занимается самостоятельным финансированием своей профессиональной деятельности, источником которого являются денежные средства, полученные за совершение нотариальных действий, а также за оказание услуг правового и технического характера (статья 23 Основ).

Финансирование нотариальной деятельности в данном случае, как справедливо отмечено в Решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16.12.2011 г. по делу № К05-188/11, включает в себя содержание нотариальной конторы (аренда помещения либо содержание собственного помещения, приобретение оборудования т.д.), оплату высококвалифицированного персонала нотариальной конторы, обеспечение сохранности документов нотариальной конторы, расходы по повышению квалификации и страхованию нотариальной деятельности, уплату налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, уплату обязательных взносов, вытекающих из членства в нотариальной палате и т.д.

Учитывая это, в полной мере обоснованным видится вывод Конституционного Суда Российской Федерации, содержащийся в Определении от 11.07.2006 года № 349-О, о том, что получение нотариусами денежных средств за оказание услуг правового и технического характера не противоречит законодательству Российской Федерации. 
Как было отмечено выше, вопросы оплаты нотариальных действий регулируются главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 22 и 22.1 Основ. Размеры оплаты услуг правового и технического характера законодательством не установлены.
Именно это обстоятельство послужило поводом для выработки в 2006 году Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации позиции, согласно которой размеры этой платы устанавливаются нотариальными палатами в каждом субъекте Российской Федерации с учетом экономических условий отдельно взятого региона.

По объективным и понятным причинам себестоимость затрат на оказание нотариусами услуг правового и технического характера различается в зависимости от конкретного субъекта Российской Федерации и района такого субъекта, на территории которого действует нотариус. При этом единой унифицированной методики расчета в настоящее время не разработано. Учитывая это, в целях восполнения пробела в правовом регулировании затронутого вопроса, установления единообразия нотариальной практики и недопущения конкуренции, запрещенной Основами, в каждом субъекте Российской Федерации нотариальными палатами выработаны рекомендации для нотариусов относительно размера платы за выполнение таких услуг, представляющие собой, в том числе, минимальные и максимальные пределы стоимостных величин, позволяющие избежать необоснованного завышения взимаемой платы.

Приведенная правовая позиция поддержана Федеральной нотариальной палатой, которая считает, что взимание частнопрактикующими нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера не противоречит действующему законодательству.

Министерство финансов Российской Федерации, наделенное правом давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (статья 34.2 Налогового кодекса РФ), в своем письме от 31.12.2004 г. № 03-06-03-03 указало, что за составление проектов документов и за выполнение технической работы по изготовлению документов, как за оказание нотариусом услуг правового и технического характера, должна взиматься плата, размер которой определяется с учетом себестоимости затрат на составление данных документов. Данная позиция повторно подтверждается письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 февраля 2008 года № 03-05-06-03/01.

Таким образом, четкое определение размера платы за услуги правового и технического характера при совершении конкретного нотариального действия по объективным и понятным причинам осуществляется непосредственно нотариусом, который исследовав все обстоятельства дела, проанализировав условия совершения нотариального действия, его содержание, учитывая себестоимость затрат на составление и изготовление документа (нотариального акта), а также решив вопрос об отнесении заявителя к категории граждан, которым предоставляются льготы при обращении за совершением нотариального действия, сообщает точную денежную сумму, подлежащую уплате за совершение требуемого нотариального действия.

Действующие размеры нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и рекомендуемые размеры платы за услуги правового и технического характера в формате электронной таблицы размещены на Интернет-сайте НО ННП (www.nnp52.ru) и доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц, что позволяет с максимальной степенью прозрачности информировать граждан и представителей юридических лиц об одной из составляющих нотариальной деятельности и гарантирует заинтересованным лицам возможность самостоятельной проверки правильности исчисления денежной суммы, определенной к взысканию нотариусом за совершение нотариального действия, путем ее сопоставления с указанной в обозначенной таблице.

Некоммерческая организация «Нижегородская нотариальная палата»