Как оформить дом, который перешёл по наследству, в собственность наследника? Какие для этого нужны документы?

Согласно п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ).

На основании п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Наследникам, принявшим наследство в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации, выдается свидетельство о праве на наследство (ст. 71 Основ законодательства РФ о нотариате).

В соответствии со ст. 1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

При этом ст. 1155 Гражданского кодекса РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Таким образом, наследник приобретает право собственности не с момента государственной регистрации права, а с момента принятия наследства.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, установлен ст. 17 Закона о регистрации. Основанием для государственной регистрации права собственности на имущество, переходящее к другому лицу в порядке наследования, является свидетельство о праве на наследство.
Для проведения государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию, должны быть представлены следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации права.
2. Документ об уплате государственной пошлины.
3. Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя).
4. Доверенность, подтверждающая полномочия представителя.
5. Свидетельство о праве на наследство (1 экз. подлинник, 1 экз. нотариально заверенная копия).
6. Кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, выданный после 01.03.2008, или техническая документация, описывающая объект недвижимого имущества, выданная до 01.03.2008.

Предоставление кадастрового паспорта на объект капитального строительства не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта или иной документ, содержащий описание данного объекта ранее уже представлялся в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и был помещен в дело правоустанавливающих документов.

Более подробно с перечнем документов, необходимых для государственной регистрации, Вы можете ознакомиться на сайте Управления Росреестра по Нижегородской области по адресу www.to52.rosreestr.ru (раздел Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – Примерный перечень документов).

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, если иное не установлено Законом (п. 4 ст. 2 Закона о регистрации). Для проведения государственной регистрации прав следует обращаться в отдел Управления Росреестра по Нижегородской области по местонахождению объекта недвижимости.

Статьей 16 Закона о регистрации предусмотрено, что заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления:

- заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, должны содержать объявленную ценность, опись вложения и уведомление о вручении;
- подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
- сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества;
- подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;
- доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;
- к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель) и копия документа, удостоверяющего личность физического лица – представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Все документы, предоставляемые посредством почтового отправления на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории города Нижнего Новгорода, должны направляться на юридический адрес Управления Росреестра по Нижегородской области: 603950, город Нижний Новгород, ул. Малая Ямская, д.78. В случае если объект недвижимости расположен на территории Нижегородской области, документы направляются в территориальный отдел Управления Росреестра по Нижегородской области по месту расположения данного объекта недвижимости.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.